Какой секрет есть у карьеристов, которым удается выглядеть умнее, расторопнее, оптимистичней, приятней других?
Какие попытки расположить к себе начальство неуместны и чему можно поучиться у Мадонны на пути к успеху – порталу HR-tv.ru рассказала председатель в секции по культуре и массовым коммуникациям в Молодёжной палате при Московской государственной думе Анна Данилова.
— Анна, какие основные ошибки мешают людям успешно продвигаться по карьерной лестнице?
— Я бы не стала говорить обобщённо обо всех. Да, существуют некие общие понятия, такие, как рабочая этика, ответственность, дисциплина, без соблюдения которой нельзя добиться высоких результатов. Но движение по карьерной лестнице зависит не только от этого. Это ещё и дело случая, везение, которое вкупе с вашим стремлением и желанием двигаться вперёд может дать результат. Можно быть сколь угодно исполнительным, трудолюбивым, образованным, предприимчивым и инициативным, а повысят в итоге не вас. Зачастую бывает так, что на руководящую должность приглашают человека со стороны, вместо того, чтобы продвинуть кого-то из вполне достойных сотрудников компании.
Если же говорить об ошибках, которые допускают люди, стремящиеся занять высокие позиции, то это излишнее желание угодить начальству, услужливость, граничащая с лицемерием. Никто не любит подхалимов, поэтому в своих попытках расположить к себе начальство нужно оставаться человеком с достоинством. Главное – быть верным себе и своим принципам, держать слово и данные обещания, работать на результат.
— Есть у вас примеры ошибок, от которых пострадала чья-то карьера?
— У меня есть один пример, когда накануне назначения на должность генерального директора выяснилось, что у сотрудника нет высшего образования, хотя при устройстве на работу несколькими годами ранее он предъявлял диплом, который оказался фальшивым. Я считаю это грубой ошибкой с его стороны, помимо того, что это не порядочно, это ещё и не умно. К вопросу о честности, ему стоило открыто рассказать, что высшего образования у него нет. Он был достаточно опытным и ценным сотрудником, поэтому с большой долей вероятности его бы и так приняли на работу. Зато потом не было бы такой неприятной ситуации. И хотя это чистая формальность, в результате которой всплыл его обман, человека не только не повысили в должности, но расстались с ним.
Не знаю, насколько пострадала вся его карьера, но ведь такие истории становятся известными за пределами компании очень быстро, многие директора HR общаются между собой, и вряд ли этот неприятный инцидент его виновнику удастся долго держать в секрете.
— Какой секрет есть у тех, у кого все идет как по маслу? Как им удается быть умнее, расторопнее, оптимистичней, приятней других?
— Выражение «идёт как по маслу» не совсем верно. Многие успешные люди не показывают, как всё происходит на самом деле. Мы видим только внешний конечный результат их деятельности, но кто знает, какова цена этого успеха? Нет универсальных рецептов успешной карьеры. Сильные люди не делятся своими переживаниями и проблемами, они могут улыбаться даже когда им тяжело. Есть специфическая черта, относиться ко всему с оптимизмом, с лёгкостью. Не создавать культ проблем. И опять же, это очень индивидуально, у каждого свой путь, который нужно пройти.
Как им удаётся быть умнее и приятнее других? С этим надо родиться. Не всем дано быть успешными, богатыми, предприимчивыми, но и не все должны быть такими. Человек должен заниматься тем, что приносит ему удовольствие. Если есть желание что-то пробовать и пытаться добиться в этом успеха – однозначно да, это нужно делать! Но никогда не сравнивайте себя с другими. Успешный человек может быть для вас ролевой моделью, образцом для подражания, мотивирующим примером. Но не думайте, что его внешнее «всё как по маслу» это истинное положение вещей.
— Назовите приемы умных людей, позволяющие хорошо продвинуться в карьере.
— Это зависит от сферы деятельности. Что подходит для биржевого брокера, не подойдёт для пожарного или полицейского, а приём музыканта вряд ли подойдёт офисному клерку. Все знают Мадонну? Изучая её биографию и путь к успеху, вы можете найти много интересных приёмов, которые она использовала. Дело ведь не только в откровенных нарядах и эпатаже. А вот что бесспорно можно отнести к её достоинствам, так это чутьё и хватку. Способность поймать момент, а порой и опередить его, быть на шаг впереди конкурентов, чувствовать потребность аудитории. Мало ли на свете талантливых певиц? Но ведь не всем одинаково хорошо удаётся продавать альбомы и собирать стадионы.
Важна совокупность, если хотите, парадигма решений и действий. Не маловажно понимать, что на пути вверх вам будут встречаться различные препятствия и сложности, в виде людей и ситуаций. Не опускать руки и не отчаиваться в момент неудач, это определённо поможет при построении карьеры.
— Почему обычно люди склонны думать, что за спиной быстро продвигающегося вверх сотрудника — влиятельный родственник — вместо того, чтобы присмотреться к действиям и характеру успешного коллеги?
— Потому что это самый простой ответ, который приходит в голову тем, кто так рассуждает. Плюс это очень хорошее оправдание собственной лени, бездействию, инертности. Ведь гораздо проще сказать про другого, что ему или ей помог влиятельный родственник, чем признать, что он или она объективно сильнее вас в профессиональном плане. Понятие «кумовства», конечно, существует, и у нас и за границей, но в современном мире, как и в России, дети из обеспеченных семей получают хорошее образование, и, оказавшись на своей первой работе, проходят весь путь с самого низа, чтобы лучше разбираться в профессии и знать её основы.
Да, бывает и так, что чей-то сын или дочь приходят сразу на руководящую должность, но по своему опыту могу сказать: никто не станет держать в компании бестолкового сотрудника долго и в ущерб себе, чьим бы родственником он или она не являлись. А запретить людям думать так или иначе никто не в силах.
http://hr-tv.ru/articles/author-opinion/delaj-karjeru-kak-madonna.html (c)